Виноградарство в СССР


В южных районах СССР виноградарство получило значительное развитие с возникновением парового транспорта, создавшего возможность широкого сбыта виноградного вина и винограда на рынках невинодельческих районов. В районах, наиболее близких к центральному рынку, рост виноградарства в первое десятилетие 20 в. получил характер бурного расцвета. Война 1914—1917, изъявшая из виноградарского хозяйства рабочую силу и лишившая его средств для борьбы с вредителями (медный купорос и серный цвет), приостановила рост виноградной культуры и положила начало ее упадку. Период гражданской войны, особенно ожесточенно проходившей в ряде виноградарских районов, принес виноградарству величайшие разрушения. Значительная часть виноградников была уничтожена (почти на 100% уничтожены колья для подвязки лоз, расхищен инвентарь, уничтожены ограды, и т. п.). Десятки тысяч га виноградников погибли от филлоксеры (Украина, Грузия). Фактическая, вследствие развала транспорта, а затем и юридическая ликвидация рыночных отношений подорвала экономич. стимулы для развития виноградарства. В результате к 1922 было потеряно 33% площади под виноградники. Одновременно резко упала и урожайность винограда. Вместо довоенных 35,5 кв, в среднем, с одного га (при колебаниях по районам от 22,5 до 63 кв), средняя урожайность винограда в 1922 не превышала 14—15 кв с одного га. Валовой сбор винограда по СССР упал соответственно с 9,3 млн. кв до 2,4 млн. кв, т. е. сократился примерно на 3/4.
С 1922, в связи с разрешением продажи виноградного вина, начинается восстановление виноградарства. Энергично ведется посадка новых виноградников, особенно в районах, имеющих емкий местный рынок, на Украине, в Автономной Молдавской республике и в Узбекистане. В прочих районах не наблюдается такого энергичного развития восстановительных процессов, и это обстоятельство следует целиком отнести за счет весьма неблагоприятной конъюнктуры рынка невинодельческих районов, спрос которых определяет темп развития виноградарства. За 4 года (1922—26) площадь виноградников в СССР увеличилась почти на 50 т. га, или на 34%, по сравнению с 1922. По сравнению с довоенной, остаются не восстановленными менее 11% площади насаждений. Необходимо, однако, учитывать, что вновь засаженные виноградники начинают плодоносить, в промышленном значении этого слова, на 4—5-й год; поэтому увеличение площади насаждений винограда не означает соответственного увеличения сбора. Так, валовой сбор винограда в СССР составил 2.4 млн. кв в 1922, 5,5 млн. кв в 1924, при исключительно благоприятных климатических условиях, 3,9 млн. кв в 1925 и 4.5 млн. кв в 1926. Революция произвела существенные социальные сдвиги в виноградарстве. До революции из общей площади 219 т. га—33 т. га, или около 15%, принадлежали крупно-капиталистическим хозяйствам. В отдельных районах, как, например, Крым, крупно-капиталистическим хозяйствам принадлежало свыше половины (до 52%) всех виноградных насаждений. После Октябрьской Революции подавляющее большинство частновладельч. виноградников передано в крестьянское пользование. Лишь наиболее высоко-культурные хозяйства, гл. обр., бывшего удельного ведомства, были национализированы и реорганизованы как совхозы. Общая площадь совхозовских виноградников составляет к 1926 всего 4.970 га, т. е. около 2,5% от общей площади. Сокращение крестьянского виноградарства после империалистской и гражданской войн, таким образом, определяется лишь в 17%, а к 1926 площадь крестьянских виноградников (190,8 т. га) уже превышает довоенную (184,6 т. га).
Весьма высокая трудоемкость виноградо- винодельческой культуры, в среднем, в 14,5 раз превышающая трудоемкость озимой ржи наиболее трудоемкой из зерновых полевых культур, а в абсолютных цифрах требующая в год на 1 га от 225 рабочих дней (в Кахетии) до 600 (на поливных виноградниках Дагестана), приводит к значительному преобладанию мелкокрестьянских форм виноградного хозяйства.
Виноградарству в СССР более присущ потребительский характер, чем это имеет место в западных странах. По довоенным данным, размер внутрихозяйственного потребления В. достигал 40—50% валового урожая. Из 9,3 миллионов кв В. потреблялось в самих -виноградарских хозяйствах ок. 4,7 млн. кв, а продавалось в сыром, сушеном виде и в виде винопродуктов—около 4,6 млн. кв. В том числе выделывалось до 3,1 млн. гл вина,из к-рых товарного вина—ок. 1,6 млн. гл. Конечно, внутрихозяйственное потребление не могло стимулировать развития культуры, требующей значительных капитальных вложений и оборотных средств; поэтому благосостояние виноградо-винодельческ. районов и расширение площади виноградных насаждений зависело от наличности достаточно емкого местного рынка или возможности размещения излишков товарной продукции на широком рынке невинодельческих районов. Эти условия развития виноградо-ви- нодельческой культуры остались в силе и в настоящее время. Пример влияния местного рынка на развитие виноградарства и виноделия мы видим на Украине, где потребление вина вошло в быт населения, предъявляющего на него в наст, время спрос, далеко не покрываемый сбором с существующих насаждений. Не менее значителен рост виноградников в Узбекистане, где революция ликвидировала религиозные запреты потребления вина, что создало весьма емкий местный рынок (в довоенное время этот район почти 75% урожая винограда перерабатывал в кишмиш)

Комментариев нет:

Отправить комментарий