Виноградарство Армении


В начале 80-х годов, имея около 3% виноградников СССР, Армения обеспечивала 15% рынка марочного коньяка страны. Тогда виноделие трудно было представить без армянских марочных: портвейна "Айгешат", хересов "Аштарак" и "Бюракан", мадеры "Ошакан", кагора "Геташен", сухого столового "Эчмиадзина" и других шедевров армянских виноделов. Вообще Армения славилась не только коньяком, но и считалась родиной изумительных крепленых, десертных и ликерных вин. Однако после провозглашения независимости Армении начался резкий спад объемов производства всех видов алкогольной продукции. Так, в 1990 году по сравнению с 1997-1999 гг. производство виноградного вина сократилось в 29,3 раза, коньяка - в 5,1, шампанского - в 3,4, водки и ликеро-водочных изделий - в 2,9, пива - в 10,2 раза. Сегодня эти показатели вновь растут. 


   О том, каким был путь реабилитации и какие перспективы прогнозируются армянскому виноделию, можно будет узнать в книге председателя Союза армян-виноделов Авага Арутюняна "Виноделие и виноградарство Армении. Основные тенденции развития в контексте мировых и региональных процессов", которая скоро выйдет в свет. А пока г-н Арутюнян рассказывает нам о прошлом и настоящем виноделия Армении. 


  - В начальный период приватизации 1995-1997 гг. объемы переработки винограда упали до 24 тыс.т. В это время виноград принимали 9-10 винзаводов из существующих 25. При этом в 1995 году ими было закуплено всего 13,3 тыс.т винограда. Это был самый низкий показатель за всю историю существования индустриального виноделия Армении, какой был зафиксирован только в годы Первой мировой войны. В результате приватизации частному сектору страны было передано 410 212 га сельскохозяйственных угодий, из которых 291336 га - пашни, 46994 га - многолетние насаждения. Но блокада транспортных коммуникаций республики, а также отсутствие целенаправленной сельхозполитики привели к глубокому экономическому кризису в сельском хозяйстве. Начался процесс потери рынков сбыта винодельческой продукции, снизились закупочные цены на технические сорта винограда. Все это привело к сокращению площадей многолетних насаждений. В итоге в 2002 г. по сравнению с 1990 г. общая площадь виноградников Армении сократилась на 16178 га, т.е. на 55,4%. 
   Вследствие этого резко упал валовый сбор урожая, особенно в северо-восточной зоне - на 93,8%. Здесь средняя урожайность снизилась с 65,5 ц/га на 55,5 ц. Однако в Араратской долине, несмотря на сокращение плодоносящих площадей виноградников на 6350 га, благодаря повышению урожайности на 44,8% валовое производство винограда увеличилось на 3,1 тыс.т, или на 3,4%. 


   - Как отразилась приватизация на виноградниках? 
  - Приватизация в условиях малоземелья привела к чрезмерному размельчению крупных массивов виноградников. Даже в известных виноградарских Араратском и Арташатском районах средний размер многолетних насаждений в расчете на одно хозяйство составил 0,24-0,26 га, а Эчмиадзинском, Иджеванском, Тавушском - 0,17, 0,19 и 0,2 га. Кроме того, большинство виноградарей не в состоянии было приобрести технику и орудия производства. Высокие цены механизированной обработки виноградников, дороговизна энергоносителей привели к тому, что обработка в основном проводилась вручную, что, в свою очередь, привело к резкому снижению производительности труда и повышению себестоимости продукции. 
   В условиях отсутствия господдержки виноградари сдавали технические сорта винограда по себестоимости, а иногда и дешевле. Таким образом, можно утверждать, что 1990-2002 гг. вследствие сокращения площадей виноградников на 16,2 тыс.га республика лишилась более 83 млрд. основных средств производства в сельском хозяйстве. 


   - То есть 2002 год стал переломным? 
  - Уже с 2003 года в отрасли началась обратная тенденция. Площади под виноградники увеличились на 1900 га, или на 12,7%, а валовый сбор - в 1,8 раза. При этом посадки в Вайоц Дзоре увеличились на одну треть, в Зангезуре - на одну четверть, в Араратской долине и ее предгорье - соответственно на 10,1 и 16,2%. В текущем же году объемы виноградников достигнут 15,5 тыс.га против 14,9 тыс.га в 2005 году. Это обусловлено тем, что в последние годы ежегодный объем виноградников страны увеличивается всего лишь на 500 га. При этом закладка 1 га и уход за виноградником до полного плодоношения обходится в 12-14 тыс.долларов. Отмечу, что в течение 2005 года объемы производства вина составили 243 тыс.дал, коньяка - 879 тыс.дал, водки и ликера - 1,3 млн. дал. 


   - В каком состоянии находится сегодня местный рынок спиртных напитков? 
  - За последние 7 лет винно-коньячный рынок страны по части заготовок сырья пошел по пути 100%-ой демонополизации. Если в 1998-1999 гг. в среднем лишь 4 компании закупали 75% валового сбора винограда, то в 2004-2005 гг. та же доля закупок пришлась уже на 10 предприятий. Кроме того, вместо 16 винно-коньячных предприятий в настоящее время в Армении функционирует около 30 компаний. При этом удельный вес винодельческих хозяйств в заготовке винограда в 2005 г. имел следующие очертания: "Ереванский коньячный завод" - 24,68%, "Ереванский винно-водочный и коньячный комбинат" - 12,55%, "МАП" - 6,43%, "Шаумянский винзавод" - 6,21%, "Арташат Винко" - 5,33%, "Грейт Велли" - 4,91%, "Веди Алко" - 4,73%, "Ерасхский винзавод" - 5,30%, "Авшарский винзавод" - 3,77%. 
   Параллельно с двукратным увеличением числа компаний отмечался также процесс укрупнения бизнеса. Так, если в 1998-99 гг. лишь 12% предприятий закупало 5 тыс. и более тонн винограда, то в 2004-2005 гг. - уже 24% компаний работало с такими закупочными мощностями. Тенденция укрепления бизнеса наиболее очевидна на примере малых компаний. Если в 1998 г. и в последующие два года малые предприятия закупали в среднем около 63% урожая, то с 2003 г. этот показатель снизился до 38%. Что касается средних предприятий, то их долевое участие на рынке претерпело незначительные изменения: 25% закупок в начальный период и 33% - в течение последних двух лет. Эти показатели свидетельствуют о том, что часть малых предприятий перешла в разряд средних, а средние - в категорию крупных предприятий. 


   - Как обстоят дела с экспортом алкогольных напитков? 
  - Основными рынками армянских спиртных напитков были и продолжают оставаться страны СНГ, в частности, РФ. Во все годы независимости Армении доля стран СНГ в среднем составляла 66,9% и 95,4% от общего экспорта вина и коньяка. При этом лидером для нас всегда оставался российский рынок (53,0% и 83,0%), а из числа других стран наиболее заметную роль играл рынок США - 16,7% для вина и 1,3% - для коньяка. Надо сказать, что за 1998-2003 гг. поступление коньяка на российский рынок имело возрастающую динамику - среднегодовой прирост составил 17%, и это при 17,4%-ом увеличении потребления коньяка. Причем среди экспортеров Армения лидировала по России. Например, по данным на 2003 г., она занимала 24,4% и оставила за собой Молдову (15,5%), Азербайджан (10,7%) и Францию (1%). 
   Как и следовало ожидать, в общем объеме экспорта алкогольной продукции львиная доля падала на коньяк. Так, она в 1996-2004 гг. с 71,3% выросла до 95,1%. Это происходило в основном за счет вина, у которого данный показатель уменьшился с 24,4% до 3,1%. Правда, с 2000 г. наблюдается устойчивый экспорт ликеро-водочных изделий, но их доля в общем объеме экспорта в среднем за последние пять лет составила всего 2,5%. 
   География рынка экспортируемых из Армении ликеро-водочных изделий была непостоянной. Так, если в 2000 г. в общем объеме экспорта лидировали страны Западной Европы (45,6%), то в 2004 г. первенство перешло к СНГ (71,3%). При этом за период 2000-2004 гг. (за исключением 2002 г.) США устойчиво занимали второе место. В целом же, в 2005 году из Армении было экспортировано 97,1 тыс.л водки и ликера против 105,4 тыс.л. 


  - Каковы показатели импорта в Армению спиртных напитков? 
  - В 1996-2004 гг. доминирующими в общем объеме импорта являлись ликеро-водочные изделия (62,8%), а этиловый спирт и вино занимали второе и третье места (24,6% и 12,0% соответственно). Доля водки в импорте за последние 9 лет выросла почти вдвое - с 49,3% (в среднем за 1996-1998 гг.) до 88,5% (в среднем на 2002-2004 гг.), что обусловлено большим спросом в стране на дешевую водку. В Армению водка ввозится в основном из стран СНГ и Западной Европы, причем доля европейской водки на местном рынке за 1999-2004 гг. упала с 66,9% до 1,0%. При этом более четверти импорта ликеро-водочной продукции приходилось на Россию (73,6%), а остальное - на Украину. В то же время в 6,8 раза увеличились объемы импорта пива. Так, если в 1999 г. было импортировано 57803 л пива, то в 2004 г. - 392736 л. При этом если в 1999-2001 гг. 88,8% пива ввозилось в основном из Западной Европы, в частности, из Нидерландов и Германии, то уже к 2004-2005 гг. оно начало поступать и из России - в среднем 58,5% от всего объема импорта этого напитка. 
   Если наблюдаемые тенденции импорта ликеро-водочных изделий и пива в силу армянского менталитета потребления этих напитков не очень влияют на развитие винодельческой отрасли, то импорт вин представляет определенную угрозу для местных производителей, а именно: для тех, кто занимает средний сегмент рынка вин. Сказанное прежде всего касается французских и молдавских дешевых вин, оптовая цена которых, по нашим расчетам, в 2005 г. на местном рынке колебалась вокруг 2,0 доллара. К сожалению, уследить за количественным показателем ввоза этих вин невозможно, поскольку они импортируются не только из указанных, но и из третьих стран. 


  - Традиционно в Армении был большой спрос и на грузинские вина... 
  - Действительно, год за годом в структуре ввоза алкогольной продукции увеличивался импорт грузинских вин. Так, в 2004 г. на их долю пришлось 34,6% от всего объема импорта вин. В 2003 г. этот показатель составил 20,2%. Очевидно, что эта тенденция представляет собой угрозу для тех местных производителей, которые выпускают вина стоимостью от 3 до 10 долларов за бутылку. И если учесть, что основным рынком грузинских и молдавских вин (свыше 80%) является РФ, и из-за нарастающего ухудшения российско-грузинских и российско-молдавских отношений Россия вряд ли отменит эмбарго на импорт алкогольной продукции из этих стран, то можно представить, каковы будут масштабы интервенции грузинских и молдавских вин на армянский рынок. 


   - Каковы основные проблемы отрасли сегодня? 
  - В настоящее время армянские виноградари и виноделы имеют массу нерешенных проблем. Техническая оснащенность винодельческих комбинатов оставляет желать лучшего, поскольку оборудование не обновлялось с советского периода. Модернизация одного производства обойдется примерно в 100-150 тыс.долларов. Поверьте, лишь при наличии нового оборудования местные винодельческие компании смогут выйти на международный рынок. Еще одна проблема в том, что виноделы не могут приобрести поспевший виноград, в котором сахар составляет 22-24%. А для изготовления, например, коньяка достаточно, чтобы сахар достиг 19%, и потому большую часть урожая виноградари продают коньячным заводам. 
   Другой задачей является проблема бочек для вина. На сегодня бочки, в которых хранятся заготовленные вина, настолько старые, что только портят продукт. При этом стоимость одной стандартной бочки составляет 400-500 долларов, а таких средств у виноделов нет. Кроме того, в Армении остро стоит проблема дефицита винограда и отсутствия относительно монолитных и крупных массивов виноградника, что обусловлено также наличием вредителя винограда - филлоксеры. Основными центрами филлоксерозараженных виноградников являются НКР и север Армении. Причем в связи с интенсификацией транспортных перевозок и сближения границ между филлоксерозараженными и незараженными виноградными зонами все больше увеличиваются риски заражения. 
   Я склонен считать, что единственный выход из данной ситуации - это разработка концепции развития виноградарства и виноделия Армении с учетом соответствующих региональных факторов и мировых процессов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий